ВШЭ провела мониторинг и получила первые результаты масштабного исследования “цифры” в российских школах. Как же идёт цифровая трансформация образования?
В разных школах разная «цифра»
Уровень цифровизации в каждом отдельно взятом учебном заведении свой, причем он не зависит полностью от того, в каком регионе находится школа или каков в ней педагогический состав. Разработчики мониторинга разделили все исследованные школы на 6 кластеров — от самых продвинутых в области цифровизации до отстающих — и для каждого кластера разработали рекомендации.
Только какой толк в рекомендациях, если в школах порою элементарно нет оборудования, необходимого для цифровизации?
Онлайн воспроизводит оффлайн
Еще одной проблемой исследователи назвали то, что в школах используются цифровые технологии, которые в онлайн повторяют привычные очные форматы. А вот особенные инструменты, которые может дать цифровая среда, в обучении почти не применяются. Причины заключаются в нехватке компетенций и неравномерном оснащении технологическими средствами.
Школам навязывают цифровые платформы (рекомендованные, кстати, Минпросом), которые сами же и повторяют оффлайн-форматы. Электронные учебники, тесты, видеоролики с говорящими головами… Разве они не дублируют бумажные версии и устное объяснение учителя?
«Цифра» нагружает учителей
По первоначальному замыслу, цифровые инструменты должны были облегчить работу учителя и разгрузить его. На деле все происходит иначе. Результаты опросов показывают, что часть педагогов (почти 18 с половиной процентов) не видят пользы от «цифры». Однако есть учителя, отмечающие помощь от использования новых инструментов, которые экономят их время. Но при этом объемы бюрократической нагрузки растут. Более 70 процентов опрошенных отмечают увеличение количества отчетов.
Это у ВШЭ еще неточные данные. Учителя, вынужденные регистрировать на различных платформах себя, учеников и их родителей, вручную заносить туда всю необходимую информацию, постоянно отчитываться о проделанной работе, не только не чувствуют облегчения, но и, наоборот, испытывают тройную нагрузку.
Учителям не хватает практики
Педагоги стараются освоить цифровые технологии. Несмотря на то что 55 процентов педработников прошли курсы повышения квалификации, посвященные использованию цифровых технологий, большинство постигает «цифру» самостоятельно, поскольку на курсах не хватает практики, из-за чего они не дают должного обучающего эффекта.
О бесполезности курсов повышения квалификации учителя говорят уже давно, но никому до этого нет дела. Наоборот, открываются все новые и новые обучающие центры. А педагоги при этом вынуждены осваивать цифровые технологии, учась друг у друга в соцсетях или покупая полезные курсы за собственные деньги.
Цифровизация проходит формально
Школы должны иметь планы и стратегии цифровизации. Возможно, на бумаге они существуют, однако подавляющее большинство учителей не имеют о них ни малейшего представления. В некоторых школах эти программы есть, но они морально устарели, поскольку датируются 2015-2017 годами. Другая проблема — недофинансирование школ в области цифровизации.
Это чистая правда. Зачастую цифровизация в школах существует формально. Пишутся планы с нужными мероприятиями и складываются на пыльные полки. Сдаются отчеты с нужными показателями и отсылаются в вышестоящие инстанции. Суперсовременная техника — это лишь красивые картинки либо привилегия элитных школ. На деле в школьных кабинетах стоят компьютеры порой 2010 года выпуска с памятью меньше, чем у современной флешки. И все потому, что на оборудование не выделяются деньги.
В школах не хватает техники
Несмотря на то что 97 процентов учителей говорят о том, что в школах им доступны для работы компьютеры, они все равно пользуются своими ноутбуками, планшетами и смартфонами. То же самое происходит и со школьниками. Почти 66-ти процентам учеников доступен школьный вайфай, но они предпочитают личную мобильную связь.
И это неудивительно. Исследователи не уточнили у учителей, насколько древние компьютеры стоят у них в кабинетах, а у учеников не спросили, на какие сайты они могут попасть со школьного интернета, где стоит блокировка практически от всего контента.
Таковы результаты исследования ВШЭ. А как в ваших школах проходит цифровизация?
Другие статьи о школе, ообразовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».
Нет комментариев