Образовательные организации должны направить отчет о самообследовании учредителю до 20 апреля. Читайте, за какой период готовить отчет, какие мероприятия провести и как оформить отчет.
Какие новые сведения включить в отчет
Подготовьте отчет с учетом изменений в законодательстве. Включите новые сведения по кадрам и образовательной деятельности.
Кадры. Напишите, как по итогам 2019 года оценили готовность организации к переходу на профстандарты. Укажите: «готова» или «не готова». Сообщите, все ли работники в конце года соответствовали действующим профстандартам в части квалификации, сколько педагогов направили на обучение или планируете направить в 2020 году. Сведения помогут учредителю рассчитать финансирование школы и детского сада. Подробнее о том, какие профстандарты применять.
Пример формулировки, как оценить готовность к работе по профстандартам
Десткие сады должны указать в отчете, если в прошлом году в группы поступили дети с ОВЗ. Оцените, хватило ли кадров для работы с ними. Кадровый состав проверьте по обновленному Порядку, который утвержден приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014. При нехватке специалистов отметьте, что планируете принять их на работу в следующем учебном году. Учредитель сможет подготовиться к расширению штатного расписания и объемов финансирования. Подробнее о том, кого включить в штат детского сада, чтобы обучать детей с ОВЗ, читайте в рекомендации.
Пример формулировки, как оценить обеспеченность детского сада кадрами
Образовательная деятельность. Школы должны отразить в отчете, как ученики справились с итоговым сочинением и собеседованием. В 2019 году эти испытания впервые были обязательны для учащихся 11-х и 9-х классов. Укажите, если ученик не пришел на испытание без уважительной причины – он не сможет принять участие в ГИА в 2020 году. Учредителю нужны эти сведения, чтобы оценить, какое количество выпускников от общего числа будет допущено к экзаменам.
Пример формулировки, как отразить качество подготовки учеников к ГИА
За какой период составлять отчет
Отчетный период для самообследования – предшествующий календарный год (п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Это значит, что в 2020 году надо проанализировать деятельность школы или детского сада за 2019 год.
В отчет о самообследовании школы включайте данные за два полугодия разных учебных годов: с 1 января по 31 августа 2019 года – это второе полугодие 2018/19 учебного года, и с 1 сентября по 31 декабря 2019 года – это первое полугодие 2019/20 учебного года. Таблицу по показателям деятельности школы заполняйте по состоянию на 31 декабря 2019 года.
Отчет о самообследовании детского сада формируйте по состоянию на 31 декабря 2019 года.
Какие мероприятия и когда провести
Составьте план-график проведения самообследования. Включите в него минимум шесть мероприятий:
1) сбор информации о деятельности школы или детского сада;
2) подготовку отчета о самообследовании;
3) рассмотрение отчета коллегиальным органом управления;
4) утверждение отчета директором или заведующим;
5) направление отчета учредителю;
6) размещение отчета на сайте школы или детского сада.
Поскольку отчет о самообследовании включает аналитическую и статистическую части, в плане-графике разделите мероприятия по сбору информации также на две части. Чтобы подготовить аналитическую часть, соберите и проанализируйте информацию по направлениям, которые указаны в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462. Чтобы подготовить статистическую часть, заполните таблицу из приложения 1 (для детского сада) или из приложения 2 (для школы) к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324. Укажите в плане-графике эти два мероприятия по сбору информации – отдельно для первой и второй частей. Так будет проще контролировать подготовку отчета.
Пример
Пример плана-графика проведения самообследования в школе
Мероприятие | Срок | Ответственный |
---|---|---|
Совещание при директоре по вопросам проведения самообследования:состав комиссии по самообследованию, обязанности председателя и членов комиссии;формы и сроки исполнения процедур;структура, содержание и оформление отчета | 25.02.2020 | Директор |
Издание приказа о проведении самообследования | 25.02.2020 | |
Сбор информации для аналитической части отчета по направлениям, указанным в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462:образовательная деятельность, в том числе организация учебного процесса;система управления организации;содержание и качество подготовки учащихся;востребованность выпускников;кадровое обеспечение;учебно-методическое обеспечение;библиотечно-информационное обеспечение;материально-техническая база;внутренняя система оценки качества образования | 18.03.2020 | Заместитель директора по УВР |
Сбор информации для статистической части отчета по показателям, указанным в приложении 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 | 01.04.2020 | |
Подготовка отчета | 13.04.2020 | |
Рассмотрение отчета на заседании педагогического совета | 15.04.2020 | Председатель педагогического совета |
Утверждение отчета директором | 17.04.2020 | Директор |
Направление отчета учредителю | ||
Размещение отчета на официальном сайте школы | 20.04.2020 | IT-специалист |
Пример
Пример плана-графика проведения самообследования в детском саду
Мероприятие | Срок | Ответственный |
---|---|---|
Совещание при заведующем по вопросам проведения самообследования:состав комиссии по самообследованию, обязанности председателя и членов комиссии;формы и сроки исполнения процедур;структура, содержание и оформление отчета | 25.02.2020 | Заведующий |
Издание приказа о проведении самообследования | 25.02.2020 | |
Сбор информации для аналитической части отчета по направлениям, указанным в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462:образовательная деятельность, в том числе организация воспитательно-образовательного процесса;система управления организации;кадровое обеспечение;учебно-методическое обеспечение;библиотечно-информационное обеспечение;материально-техническая база;внутренняя система оценки качества образования | 18.03.2020 | Старший воспитатель |
Сбор информации для статистической части отчета по показателям, указанным в приложении 1 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 | 01.04.2020 | |
Подготовка отчета | 13.04.2020 | |
Рассмотрение отчета на заседании педагогического совета | 15.04.2020 | Председатель педагогического совета |
Утверждение отчета заведующим | 17.04.2020 | Заведующий |
Направление отчета учредителю | ||
Размещение отчета на официальном сайте детского сада | 20.04.2020 | IT-специалист |
Ситуация
Обязан ли директор или заведующий утвердить порядок проведения самообследования
Нет, не обязан. Порядок проведения самообследования утверждает Минобрнауки (п. 3 ч. 2 ст. 29 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Прописывать порядок в локальном акте излишне. Директор или заведующий может отразить организационные моменты самообследования, например мероприятия, сроки, состав комиссии, в приказе.
Кому и что поручить
Утвердите приказом план-график проведения самообследования и состав комиссии по самообследованию. Назначьте председателем комиссии руководящего работника – заместителя директора, старшего воспитателя или руководителя структурного подразделения. Поручите ему организовать сбор и анализ информации о деятельности школы или детского сада, обобщить результаты самообследования и подготовить отчет.
Включите в состав комиссии работников, которые смогут собрать и проанализировать информацию по направлениям и показателям деятельности образовательной организации, и поручите им это сделать. Например, кадровику можно поручить оценку кадрового обеспечения, а заместителю директора по административно-хозяйственной части – оценку материально-технической базы.
В состав комиссии можно включить даже работника, который работает по совместительству или по гражданско-правовому договору. Организация самостоятельно определяет состав лиц, привлекаемых для проведения самообследования (п. 5 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Ознакомьте работников с приказом под подпись.
Как оформить отчет
Чтобы в отчете не было повторов и смысловых несоответствий, поручите его написать одному человеку. Закон не регламентирует структуру отчета о самообследовании для школ и детских садов. Поэтому определите ее на совещании при директоре или заведующем.
В отчет включите разделы по направлениям, которые указаны в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462, и раздел с показателями деятельности, которые указаны в приложениях 1, 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324. Дайте в начале отчета общие сведения об организации (они есть в уставе), а в конце – выводы о результатах деятельности за отчетный период.
Чтобы отчет был содержательным и легким для восприятия, сравните показатели за разные периоды деятельности школы или детского сада, сделайте краткий вывод после каждого раздела, дополните текст фотографиями, схемами, таблицами и диаграммами.
Структура отчета о самообследовании. Памятки для руководителей
В таблице с показателями деятельности сделайте три графы: «Показатели», «Значения показателей» и «Единица измерения». Писать значения показателей в графе «Единица измерения» – смысловая ошибка.
Рассмотрите предварительный текст отчета на заседании органа управления, например педагогического совета. Раздайте текст отчета участникам заседания заранее, чтобы они могли с ним ознакомиться и подготовить предложения.
Примите по итогам заседания управленческие решения, направленные на улучшение показателей деятельности школы или детского сада, и, если нужно, поручите доработать текст отчета.
Проверьте, чтобы части отчета нужно оформили единообразно. Поля должны быть одного размера, шрифт, межстрочный интервал – одинаковые, номера страниц в одном и том же месте. Используйте правила ГОСТ 7.0.97-2016. Подробнее читайте в рекомендации «Как оформлять документы по ГОСТу».
Ситуация
Как согласовать отчет о самообследовании с педсоветом в условиях коронавируса
Согласуйте дистанционно.
Если предусмотрели, что готовый отчет о самообследовании перед утверждением согласовываете с педсоветом, сделайте это удаленно. Разошлите документ членам совета по электронной почте или через Skype. Уведомите работников, что они должны ознакомиться с проектом отчета о самообследовании и согласовать его. Назначьте дату, когда проведете онлайн обсуждение – в виде конференц-звонка или индивидуально с каждым работником. Учителя могут направить свои замечания письменно так же, как вы направляли отчет.
Главное, чтобы факт согласования был зафиксирован. Например, сохраните письма, в которых каждый член совета согласовывает отчет о самообследовании, или сделайте скрин экрана мессенджера с отметкой о согласовании. Позже вы сможете это распечатать и приложить к протоколу заседания педсовета, чтобы подтвердить, как каждый член совета проголосовал.
Утвердите готовый текст отчета. Это можно сделать двумя способами. Первый – издать утверждающий приказ. Второй – поставить гриф утверждения в правой верхней части титульной страницы отчета. Гриф должен включать слово «УТВЕРЖДАЮ» (заглавными буквами, без кавычек), наименование должности (директор, заведующий), личную подпись и ее расшифровку. Ниже поставьте печать организации.
Направьте отчет о самообследовании учредителю. Узнайте заранее, в каком виде учредитель принимает отчет – бумажном или электронном. Разместите отчет на сайте школы или детского сада в подразделе «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации».
Внимание
Если не разместить на сайте школы или детского сада отчет о самообследовании, проверяющие привлекут к административной ответственности.
Надзорный орган назначит штраф: руководителю от 10 тыс. до 30 тыс. руб., организации – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.57 КоАП). Кроме того, учредитель может привлечь руководителя к дисциплинарной ответственности, например объявить замечание (ст. 192 ТК).
«Отчет о самообследовании: как составить в 2020 году». Е.В. Губанова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/41172/bssPhr2/?of=copy-888e5d1b3f
Нет комментариев