Определение формата взаимодействия с учениками
Рекомендации учителю по организации урока с применением дистанционных технологий (СКАЧАТЬ)
В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, учителю необходимо определить формат обратной связи с учениками.
Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
Передать простой контент ученику ЦОР смогут быстро и без участия учителя.
Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Ученик должен видеть своего учителя.
При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера.
Различают следующие форматы дистанционного обучения:
Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим). Для создания видеоурока используются следующие технические устройства:
- видеокамера (веб-камера);
- звукозаписывающее оборудование (микрофон);
- компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.
При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.
При разработке видеоурока необходимо следовать следующим правилам:
- разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю информацию);
- концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);
- предоставлять ученику визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем учитель).
Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов).
Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать учеников к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование.
Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфоргафика), который может использовать в учебных целях.
При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:
- указанный материал должен быть интересным;
- ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);
- материал должен быть доступен в любое время;
- включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.
Изучая данный контент, ученик может выполнять определенные задания учителя (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования ученика к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание ученика на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать ученика к комментариям. Для обратной связи учителю необходимо отвечать на комментарии ученика, обобщать результаты опроса.
На онлайн-уроке учитель объясняет материалы, отвечает на вопросы учеников и задает вопросы им.
На онлайн-встречах и в чатах для учеников, школьники задают вопросы, связанные с выполнением заданий.
Проблемы, возникающие при дистанционном обучении
К основным сложностям дистанционного обучения относят:
- Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым.
Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций.
- Отсутствие живого общения между обучаемыми.
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.
- Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала.
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
- Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет).
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.
- Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.
Примерныесхемы плана дистанционного урока
- Примерный план урока при наличии условий проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить учителю-предметнику 1-2 раза в неделю
Элементы урока | Время, мин. | Формат взаимодействия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент | 2 | Групповой чат, ВКС | Перекличка, проверка готовности учеников к уроку | Ответы на вопросы педагога |
Объяснение материала | 10 | Онлайн лекция, Видеоурок, Фрагмент интерактивного курса | Объяснение материала | Ознакомление с материалом |
Закрепление полученных знаний | 10 | Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание) | Ответы на возникающие вопросы | Самостоятельная работа |
Подведение итогов урока | 7 | Групповой чат, ВКС | Обобщение знаний, фронтальный опрос, включающий вопросы на рефлексию | Ответы на вопросы педагога |
Домашнее задание | 1 | Групповой чат, Интерактивная платформа(с фиксацией в АИС «Образование») | Выдача ученику домашнего задания с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое задание и пр.) | Фиксирует домашнее, сроки его выполнения и задает уточняющие вопросы педагогу |
- План урока при отсутствии условий проведения онлайн занятий
Элементы структуры урока | Время, мин | Формат взаимодействия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент | 2 | индивидуальная консультация в том числе с использованием телефонной связи
| Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к урокам
| Ответы на вопросы педагога |
Выдача ученику изучаемого материала | 10 | Кейс-технологии: включают в себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом
| Инструктирование по работе с кейсом | Ответы на вопросы педагога |
Актуализация полученных знаний | 30 | Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи | Ответы на возникающие вопросы | Самостоятельно е ознакомление с теоретическим материалом |
Закрепление знаний | 20 | Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи | Ответы на возникающие вопросы | Самостоятельно е выполнение практических заданий |
Выполнение итогового задания | 30 | На электронном или бумажном носителе | Прием и оценка домашнего задания с фиксацией в АИС«Образование») | Самостоятельно е выполнение домашнего задания (рефлексия,творческое задание и пр.)
|
СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Инструменты и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения.
Для использования всех ниже рассматриваемых инструментов необходимо наличие микрофона, веб-камеры и доступа в Интернет.
- Skype дает следующие возможности:
- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
- доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 50 учеников одновременно);
- есть функционал демонстрации экрана компьютера;
- дает возможность обмена файлами;
- загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до 30 дней.
- Microsoft Teams:
- доступен на различных платформах (Apple, Android, Windows);
- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 300 учеников одновременно);
- есть функционал демонстрации экрана компьютера;
- возможность совместной работы учителя и учеников с файлами различных расширений (Word, Excel, PowerPoint и др.);
- файловое хранилище до 10 Гбайт;
- возможность формировать план событий и задачи (интегрирован с Outlook).
- Zoom (время проведения эфира ограничен 40 минутами):
- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
- доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 50 учеников одновременно);
- есть функционал демонстрации экрана компьютера;
- дает возможность обмена файлами;
- загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до 30 дней;
- есть возможность использования виртуальной доски.
Если социальные сети как таковые хорошо подходят для индивидуального обучения и обучения в рамках класса, то когда речь идет о
масштабах школы, здесь возникает необходимость создания системы дистанционного и электронного обучения.
Системы дистанционного и электронного обучения (решение для школ):
- Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Представляет собой сайт дистанционного и электронного обучения. Moodle это свободный программный продукт, который необходимо скачать, развернуть и администрировать.
Moodle позволяет:
- создавать и управлять курсами;
- отслеживать доступ к курсам и элементам курса;
- отслеживать прохождение курса;
- размещать контент различного формата. Инструменты Moodle:
- лекции с обратной связью;
- поддерживает 15 типов тестовых заданий (вплоть до создания кейсов);
- традиционные задания, которые учитель может сформировать при переписке с учеником с закреплением необходимого материала;
- средство обратной связи (возможность создания форума, использовать внутренний чат).
- Moodle cloud. В отличие от Moodle не требует установки и дает возможность проводить видеоконференции. Не требователен к Интернету. Количество бесплатных участников до 50 учеников, что оптимально подходит для небольших школ или их филиалов.
- Базовый вариант (бесплатный тариф) позволяет подключить до 20 учеников и разместить материалы не более 3 дисциплин. Присутствуют все функционалы, которые характерны для Moodle.
- Google Classroom объединяет в себя все сервисы Google (автоматически создает на диске Google папку). На данной платформе можно создать свой класс, организовать запись учеников и обратную связь с ними, делиться с учениками необходимым учебным материалом, размещать задание и оценивать их.
ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
В процессе дистанционного обучения учителя могут использовать онлайн-контент электронных образовательных площадок и издательств. В таком случае объем аудиторной работы учителя сокращается.
Предпочтение отдается ранее использовавшимся образовательным ресурсам и сервисам.
Образовательные ресурсы должны обеспечивать бесперебойную работу и быть бесплатными для родителей (законных представителей).
Обязательна фиксация использования учебных материалов и результатов в АИС «Образование» (инструкция приведена в разделе 5).
Высвободившееся время учитель может использовать на методическую и организационную работу, проведение онлайн уроков или уроков с использованием кейс-технологий.
В условиях перехода на ДО многие разработчики электронных образовательных платформ и издательств открыли свободный доступ к своему онлайн контенту.
Бесплатные онлайн-ресурсы для обеспечения дистанционного обучения:
«Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) – уроки и задания для всех классов и по всем основным учебным предметам. Это более
120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
«Московская электронная школа» (https://uchebnik.mos.ru/catalogue) – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов – всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.
«Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/home/) – сервис для учителей, рассчитанный на 1-5 классы. Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для обучающихся 1–5-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. В числе возможностей «Яндекс.Учебник» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся.
«ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/) – направлен на проверку усвоенного материала. Педагог даёт обучающимся проверочную работу, обучающийся заходит на сайт и выполняет задание педагога; если обучающийся допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как обучающиеся справляются с заданиями.
«Учи.ру» (https://uchi.ru/) – крупная образовательная онлайн-платформа с целой система онлайн заданий для учеников разных классов и разной
подготовленности. Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению.
платформа новой школы (http://www.pcbl.ru/) – созданная Сбербанком платформа с целью формирования персонифицированной образовательной траектории в школе, создание для каждого ребёнка возможностей для успешной учёбы;
издательство «Просвещение» (https://media.prosv.ru/) – предоставляет доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Доступ распространяется как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.
«Мособртв» (https://mosobr.tv/) – телеканал, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира;
«Билет в будущее» (https://site.bilet.worldskills.ru/) – про ориентационный портал с видеоуроками для средней и старшей школы;
«Маркетплейс образовательных услуг» (https://elducation.ru/) – каталог интерактивных образовательных материалов, учебной литературы, электронных книг, обучающим видео и курсам;
«Мои достижения» (https://myskills.ru/) — онлайн-платформа с широким выбором диагностик для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам и различным тематикам;
«Олимпиум» (https://olimpium.ru/) – платформа для проведения олимпиад и курсов;
«Урок цифры» (https://урокцифры.рф/) – Всероссийский образовательный проект позволяющий школьникам знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования.
«Мобильное электронное образование» https://edu.mob-edu.ru/ (далее – МЭО) (для общего образования с 1 по 11 классы) обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном соответствии с ФГОС. Для этого в МЭО предусмотрены специализированные инструменты –
«Система видеоконференций», «Система личных сообщений», «Вопрос дня»,
«Матрица назначений заданий».
Платформа «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/ работает с декабря 2019 года. Первыми к ней были подключены 100 школ-участников проекта
«Цифровая образовательная среда». Благодаря платформе эти школы первыми
получили возможность назначать и автоматически проверять домашние задания, организовывать лабораторные и контрольные работы, использовать контент для фронтальных демонстраций.
Электронное образовательная среда ЭОС «Русское слово» http://russlo-edu.ru/ – это облачный сервис, работающий онлайн и объединяющий в себе образовательный издательский контент, а также контент пользователей. ЭОС не привязана к единственному устройству и не требует установки специальных мобильных приложений и компьютерных программ. ЭОС работает на любом гаджете, в любом удобном для пользователя месте и в любое время, через любой браузер.
Раздел сайта корпорации «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/
«Начальное образование» – это источник методической помощи по предметам для учителей начальной школы.
LECTA – https://lecta.rosuchebnik.ru/ образовательная платформа, содержащая электронные продукты для учителей. Здесь содержатся версии различных учебников и вспомогательных материалов для учителя. После регистрации педагогу будут доступны сервисы «Классная работа» и «Контрольная работа», с помощью которых легко планировать уроки, создавать презентации и красочные наглядные материалы.
Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» https://1sept.ru содержит обширную базу педагогических идей: более 26 000 конспектов уроков, разработок мероприятий по внеурочной деятельности и различных вспомогательных материалов для педагога начальной школы.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ – это удобная онлайн-платформа с продуманной навигацией, где педагог начальных классов может легко найти нужный материал. Ресурс содержит обширную коллекцию иллюстраций, фотографий и видеоматериалов для оформления презентаций, наглядных материалов или слайд-шоу.
На учительском портале содержится множество материалов для учителя начальных классов: разработки уроков, готовые презентации, тесты и задания для самостоятельной работы, поурочное планирование и программы по основным предметам с 1 по 4 класс.
Ресурс «Начальная школа» рассчитан на детей, родителей и учителей. Детям будут интересны игры, проекты, конкурсы и общение со сверстниками. Родители смогут узнать об интересующих их вопросах и почитать о проблемах воспитания, а учителя – пообщаться с коллегами.
«Страна мастеров». На этом ресурсе содержатся различные техники рисования, лепки и конструирования, информация о различных выставках, конкурсах, мастер-классах и онлайн-мероприятиях.
Федеральный портал «Российское образование» содержит подборку материалов для организации занятий по природоведению.
Авторская графика LENAGOLD – ресурс для учителей, которые готовы развивать творческие навыки у школьников. Тут можно найти иллюстрации, фото, клипарты и различные фоны для презентаций и раздаточных материалов.
Нет комментариев