Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
- Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
- Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
- Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
- Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Что нужно для поступления в 10-ый класс? Прежде всего, желание девятиклассника продолжать дальнейшее обучение в школе. Ему не могут отказать, например, из-за невысокой успеваемости, минимальной социальной активности, отсутствия достижений. Но все же школа вправе устанавливать собственные правила приема в старшие классы, и поэтому отбор проходят не все. Правила зачисления в 10-е классы устанавливаются непосредственно общеобразовательными учреждениями и могут различаться в разных школах. Но есть несколько стандартных этапов отбора:
- Наличие аттестата об окончании 9-го класса. В 2020-ом году сложилась особая чрезвычайная ситуация из-за пандемии коронавируса, и поэтому Роспотребнадзор изменил правила: выпускники 9-х классов не будут сдавать основной государственный экзамен. Государственных экзамена.
- Прием заявок. Запрос на обучение в 10-ом классе может подаваться в электронном виде или лично в школе в кабинете приемной комиссии. После дистанционной заявки следует предоставить документацию (при личном присутствии она подается сразу). Некоторые школы требуют прилагать к документам так называемое мотивационное эссе с рассказом о себе и обоснованием мотивации прохождения обучения в конкретном общеобразовательном учреждении и в выбранном профильном классе (или в двух с указанием приоритетного направления).
- Собеседования. Для отбора в предпрофессиональные и профильные классы иногда проводятся личные беседы между представителями приемной комиссии и потенциальными десятиклассниками. Также собеседования могут предусматривать комплексные тесты, и тестирование обычно состоит из двух частей. В первой предусматриваются задания по русскому языку и математике, иногда по дополнительным основным дисциплинам (по иностранным языкам). Вторая часть тестирования вариативная и включает задачи из предметных областей, соответствующих выбираемым учащимися профильным направлениям. Содержание теста основано на стандартной программе общего основного образования, а также отвечает всем общепринятым требованиям, предъявляемым к результатам прохождения обучения, в-девятых, классах. Длительность и состав тестирования определяются проводящей его школой.
- Объявление результатов отбора и разъяснения их обоснованности. Сначала публикуются списки зачисленных в 10-е классы учеников по профилям. Далее приемная комиссия назначает дату, в которую озвучивает использованные критерии отбора и обоснования итогов вступительных испытаний. Присутствовать на таком мероприятии могут все желающие (ученики, родители), но зачастую требуется предварительная запись, в том числе по онлайн-заявкам.
- Собрание для зачисленных учеников и их родителей. На таком заключительном мероприятии приемной компании преподавательский состав и представители руководства школы ориентируют учащихся в образовательных программах по всем профилям и для базового класса.
Более подробную информацию вы можете узнать на сайтах образовательных учреждений в разделе профильное обучение.
План образовательных учреждений муниципального образования Апшеронский район по набору в профильные 10-е классы на 2020-2021
Нормативно правовые документы, регламентирующие организацию профильного обучения
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 15.06.2017 № 2468
«О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 5 ноября 2015 года № 5758 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае»
Скачать документ
Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 16 сентября 2016 года N° 47-16601/16-11
«Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2017 году»
Скачать документ (1015 Кб, pdf)
Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 05 ноября 2015 года N° 5758
«Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае»
Скачать документ (1Мб, pdf)
Нет комментариев